bujhm: (Default)
[personal profile] bujhm
Ханукальные майсы. Свеча четвёртая.

Однажды, когда раби Янкель ещё не был раби Янкелем, а был молодым человеком без гроша в кармане, нанялся он в дом к богатому хозяину, чтобы учить его сыновей Талмуду. Сыновья же эти были большими шкодниками, и не столько учились, сколько бездельничали и развлекались. Но была у хозяина ещё дочь - прекрасная Ривка - и отличалась она ясным умом и тягой к знаниям. В свободное время раби Янкель часто беседовал с Ривкой и удивлялся её вопросам. Разбирали они и Пятикнижие, где были истории о праотцах, и даже сложные трактаты вавилонских мудрецов. Но отец Ривки не разрешал ей учиться, а мечтал выдать её за какого-нибудь богатого раввина с хорошей родословной. А чтобы отдать её за такого халамидника, как раби Янкель, уж и речи не шло.
"Я напишу для тебя книгу! - сказал как-то раби Янкель Ривке. - И изложу там всё понятным и простым языком, чтобы и тебе, и всем женщинам было возможно получить эти знания." И стал он постепенно записывать в свою рукопись всё, что они обсуждали с Ривкой - и почему Иосифа злые братья продали в рабство, и что сказал Моше Рабейну трилобиту на дне Красного моря, и даже как уместился на Ноевом ковчеге огромный Шор А-Бар, дикий бык. Книгу эту назвал раби Янкель "Подите да поглядите" - как написано в Песне Песней "Подите да поглядите, дщери Сионские". И на последних четырёх страницах рукописи изложил он свои соображения о том, что некоторым женщинам по складу пытливого ума вполне пристало бы скорее стать раввинами, нежели обычными торговками.
Как только рукопись книги была закончена, сговорились раби Янкель и Ривка вместе сбежать из дома. Ибо полюбили они друг друга, а иной возможности быть рядом всю жизнь у них не было. Дождались они удобного случая и под покровом темноты покинули местечко, держась за руки. Никаких вещей с собою они не взяли, разве что рукопись была у раби Янкеля за пазухой.
А дело было зимой, на Хануку, вечер четвёртый. Шёл снег, а через пару часов началась настоящая метель. Занесло все дороги, и заблудились путники в широком поле. Ни зги не видать, и холодный ветер выдувает последние силы. Заплакала Ривка и сказала так: "Не в добрый час сбежали мы с тобой из дома! Накажет нас Всевышний за эту любовь!" - "Не плачь, моя Ривка! - ответил ей раби Янкель. - Ибо Господь хранит застигнутых бедой, и в несчастии нашем спасёт нас! Возвратись, душа моя, к покою, разве ты не видишь - сегодня праздник!"
Вытащил раби Янкель свою рукопись, вырвал из неё четыре страницы и свил их в подобие свечей. Затем зажёг их, и произнесли они над ними ханукальное благословение в честь чудес, которые Всевышний совершил для отцов наших во время оно.
Недолго горели эти свечи - но вот заметил их огонь издалека крестьянин из соседней деревни. Возвращался он после базарного дня и, отпустив поводья, положился на чутьё своей лошади, которая в любой метели могла находить дорогу к своему стойлу. Подобрал крестьянин полузамерзших молодых людей, укутал их в тулупы и довёз до своей деревни.
Переночевали они у него, а наутро, когда непогода улеглась, отправились дальше своей дорогой - и дальнейшая их судьба осталась никому не известна.
А книга, которую написал раби Янкель, сохранилась и даже дошла до наших дней. Только без четырёх последних страниц.
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
456 7 89 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031
Page generated 12/1/26 12:24

Expand Cut Tags

No cut tags