bujhm: (Default)
[personal profile] bujhm
Увидел недавно в книжном свежевышедший сборник повестей Ксюши Букши и вспомнил, что Борис весьма тепло отзывался о её творчестве. Купил и с немалым интересом прочёл.
Сборник "Алёнка-партизанка". Зачем на обложке присутствует слово "роман", я так и не понял - все три вещи очевидные повести. Все они читаются на одном дыхании, написаны великолепным языком и действительно обладают собственным лихим стилем. При этом они совершенно разные по внутренней архитектуре, просто принципиально (лёгкость владения или поиск, непонятно), и от каждой из них у меня потянулись чёткие ассоциации.

1.
"Алёнка-партизанка". Нарративная напевность, характерная ритмика повествования, где абзацы сжатого под большим давлением сюжета рассчитанно перемежаются прозрачным лирическим воздухом. Близкое и мрачное будущее соседней от нас реальности, весь мир - один Питер и его отражения, огонь, легенда и неумолчный клёкот синих стрекоз над головой. Елена Хаецкая. Намёки-ссылки-аллюзии на неё рассыпаны повсюду в тексте, иногда совсем прозрачные - например, явная параллель Казимира Олейко и Сигизмунда Моржа ("Анахрон" Е.Х.) - вплоть до вектора драматизации характера.

2.
"Вероятность". Сделана в жанре мистической буффонады, где главный герой остаётся в центре на протяжении всего повествования, а весь окружающий мир, переливаясь и выворачиваясь своими непостижимыми уголками, кружится вокруг него. Похожим образом устроена, например, поэма "Москва - Петушки"; но более всего, как мне показалось, повесть тяготеет к булгаковскому "Театральному роману". Как по ощущениям пространства, так и в деталях персонажей: таинственный Меди Варци - Иван Васильевич - и далее, к натуральному Воланду.

3.
"Рулет с черникой". Всё опять совсем по-другому. Главного героя нет, точнее, вся бурная волна персонажей и есть главный герой. Классическая фантасмагория, где реальность и чудеса меняются местами, сюжет не линеен, а устроен по принципу кругов на воде, причудливые детали вспыхивают и гаснут - зимний клён с вишнями, Снежная Сука, волшебная фотография школьников... Лебединая песнь символизма. В сопредельном к повести пространстве бродят и с интересом посматривают из-за стеклянной стены и человек-дерево, и сом-татарин, и рычит неподалёку белый ассирийский медведь... Это Дмитрий Липскеров.

Забавно, что персонаж Алёнки - главной героини из первой повести - аккуратно вшит считанными стежками в две остальные. Такой утончённый жест-знак качества.



P.S. Цитата с зажиганием лампочки на хвосте:
"...На нем форма сидела, как модная вещь, а это первый признак нечистой совести."
Tags:
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123 4 5 6
78 9 1011 1213
14 151617181920
2122 23 242526 27
28 29 30 31   
Page generated 31/12/25 18:12

Expand Cut Tags

No cut tags