bujhm: (Default)
[personal profile] bujhm
Девушка-серёжка
Енисейская сказка

     Давным-давно в незапамятные времена стояла на красном берегу быстрой реки Енисей юрта. И жили в ней старик со старухой. Жили они бедно, едва сводили концы с концами, хоть и ловили рыбу - да сети у них тоже были старые, с прорехами.
     Не было у них детей, и пошли они однажды к шаману на гору Кум-Тигей просить помощи. Принесли ему самую большую рыбу, какую смогли поймать и попросили:
     - Поговори, великий шаман, с духами Енисея - пусть у нас ребёночек родится!
     Шаман принял дар, закрылся в своей юрте, три дня и три ночи бил в большой барабан и разговаривал с духами Енисея. Наконец, вышел к старикам и сказал, что всё будет хорошо.
     И вот родилась у них девочка. Очень обрадовались старики, а как назвать её - не знают. День и ночь думали - так ничего и не выдумали.
     Наутро смотрят в небо - а над ними пролетает сорока и что-то несёт в клюве. Бросил старик камушком в сороку - та от страха крикнула и выронила свою ношу. Подобрали старики то, что упало, смотрят - а это серёжка чья-то. Очень красивая, серебряная, с подвесками. Видать, украла сорока где-то серёжку у богатой женщины, да в гнездо несла.
     Подумали старики, да и решили назвать дочку Ызырга - что означает "серёжка". А серёжку ту у случайных купцов обменяли, чтобы было чем ребёнка кормить.
     Росла девочка не по дням, а по часам. Родителям помогала, сети чинила, за рыбой ходила. Выросла умницей и красавицей. Говорят, даже язык зверей и птиц понимала. Правда ли то - неизвестно, да стали старики всё же лучше жить. Постепенно и хозяйство наладилось, и достаток в семье появился, даже оленя себе завели.

     А та сорока летела из далёкого восточного царства. Украла она серёжку у жены самого Алтын-хана. И так обидно стало алтын-ханше, что та от горя заболела - ведь это самая любимая серёжка у неё была. И с тех пор, как обнаружила пропажу - лежала, не вставая, пятнадцать лет. Уж так Алтын-хан расстраивался и сундуки сокровищ ей привозил - ничто не радовало его жену. Пуще всего дороже ей была та серёжка, которую сам Алтын-хан и подарил ей когда-то, когда сватался.
     Был у Алтын-хана сын по имени Астай, и не помнил он время, когда его мать была здорова. Решил он - отправлюсь по белу свету, все горы и леса пройду - а найду матери потерянную серёжку. Дал хан ему доброго коня, лук со стрелами и кинжал - и отправился ханский сын в путешествие.
     Долго ли, коротко ли скитался Астай по свету - а забрёл в неведомые края. Хоть и была весна, а замело все дороги снегом, кончились у него припасы, и не знал он, куда идти дальше.
     Вдруг видит - разорил голодный медведь-шатун логово белых волков. Волчицу убил и съел, а детёнышей оставил. Сидят волчата, жмутся друг к другу и плачут.
     - Не плачьте, волчата! - говорит им Астай. - Вот вам мой конь, съешьте его.
     И отправился дальше пешком. Вдруг видит - разорил коршун гнездо ласточек. Разметал все веточки-соломинки, и негде теперь ласточкам птенцов кормить. Сидят они все вместе на земле, жмутся друг к другу и плачут.
     - Не плачьте, ласточки! - говорит им Астай. - Вот я вам новое гнездо сделаю.
     Наломал он своих стрел, связал их крепко тетивой от лука и сделал птицам новое крепкое гнездо. Подсадил туда птенцов и дальше пошёл.
     Вышел он к большой быстрой реке, огляделся: нет ни брода, ни моста - как перейти? Вдруг видит - у самого берега рыбёшка малая в прибрежный лёд тычется. Запуталась она в обрывке старой рыболовной сети и не может плавать.
     Пожалел Астай рыбёшку и полез её выручать, кинжалом сеть резать. Да пока возился, занемели пальцы его от холодной воды, и выронил он кинжал в реку. Едва обратно на берег выбрался, а рыбёшка только булькнула и скрылась.
     Совсем стемнело, и началась весенняя метель. Отправился Астай дальше, куда глаза глядят, чтобы хоть не замёрзнуть - идёт и света белого не видит.

     А в ту пору девушка Ызырга со своими стариками как раз вечеряла. Натопили они юрту, приготовили ужин, зажгли масляные плошки. Но неспокойно было Ызырге в этот вечер, не ела и не пила ничего. Откинула она полог от входа и выглянула в метельную ночь.
     - Куда ты? - спрашивают её старики. - Садись с нами, холод напустишь!
     - Верно идёт кто-то, а кто - не пойму, - отвечает та.
     Посидела опять Ызырга немного, снова вскочила - и за порог. Выбежала на двор и прислушивается.
     - Доченька, да что с тобой? - волнуются старики. - Что случилось? Никого там нет, тебе кажется! Вернись к нам в тепло!
     Вышли они на двор, подхватили девушку под руки и привели обратно в юрту.
     - Не держите меня, - говорит им Ызырга. - Чувствую я, что нужна помощь кому-то в метели. Не могу сейчас в тепле сидеть.
     Взяла она свой бубен-туур и пошла на берег быстрой реки Енисей.
     Ударила она первый раз в бубен и спросила:
     - Звери, звери, кто идёт во мгле ночной?
     Прибежал тут к ней волчонок и рассказал, что идёт в метели пеший путник без коня - надо его спасти.
     Ударила она во второй раз в бубен и спросила:
     - Птицы, птицы, кто идёт во мгле ночной?
     Прилетела к ней ласточка и рассказала, что идёт в метели пеший путник без коня и без лука - надо его спасти.
     Ударила Ызырга в свой бубен третий раз и спросила:
     - Рыбы, рыбы, кто идёт во мгле ночной?
     Приплыла к берегу малая рыбёшка и рассказала, что идёт в метели пеший путник без коня, без лука и кинжала - надо его спасти.
     Застучала тогда девушка в бубен сильно-сильно и запела:

     Путник, путник, чья дорога убежала,
     Путник без коня, без лука и кинжала,
     Шёл ты долго через горы, через чащи -
     А теперь иди на бубен мой, в ночи звенящий!

     Услышал в метели Астай, как где-то звонко бьёт бубен, повернулся и пошёл на звук. Встретила его Ызырга и отвела в тёплую юрту. Старики заохали, засуетились, стали ханского сына отогревать, да кормить.
     - Кто ты таков будешь? - спрашивают. - Какого роду-племени?
     А тот словно голос потерял - смотрит и не может от девушки глаз отвести. Уж так она ему приглянулась, что влюбился он без памяти и совсем забыл, зачем в путь отправлялся.
     В благодарность за своё спасение позвал наутро Астай девушку и стариков к себе домой в гости. Те и согласились. Набрали припасов, взяли свои лучшие одежды, запрягли оленя в сани и поехали все вместе к Алтын-хану.

     - Ну что, сынок, - встречает их Алтын-хан у дворца, - нашёл ли ты то, что искал?
     - Нет, отец! - отвечает ему Астай. А самого радость так и распирает. - Зато я себе невесту нашёл. Нет на целом свете её умней и пригожей!
     Увидел Алтын-хан, как хороша избранница сына, но покачал головой. Говорит:
     - Значит, не нашёл ты серёжку матери, как ни скитался по белу свету.
     Покраснел тут Астай, голову повесил и пригорюнился. Не знает, что и сказать.
     - Как не нашёл, - отвечает за него Ызырга. - Это я и есть. Меня ведь так и зовут - в честь найденной серёжки.
     И рассказала она Алтын-хану свою историю.
     - Да свершится воля неба! - воскликнул Алтын-хан. - Будь же моему сыну доброй женой, мне - верной дочерью, а моей жене - найденной серёжкой!
     Ударил он в ладоши и повелел тут же играть свадьбу. От радости и жена его выздоровела, встала с кровати и обняла молодых.
     - Ай да серёжка! - говорит. - Верно непростая та сорока была. Не иначе сам небесный царь Тэнгри её мне послал.
     После свадьбы щедро одарил Алтын-хан молодых и стариков, и отправились они обратно к быстрой реке Енисей. И жили они с тех пор вместе счастливо и безбедно. Стал Астай управителем той земли, а Ызырга ему помогала. Не переводились с тех пор зверь, рыба и птица в тех краях, духи Енисея были добры к Астаю и его жене, и на высоком красном берегу много лет стояла их большая богатая юрта с многочисленным семейством.

This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123 4 5 6
78 9 1011 1213
14 151617181920
2122 23 242526 27
28 29 30 31   
Page generated 31/12/25 20:17

Expand Cut Tags

No cut tags