bujhm: (Default)
[personal profile] bujhm
Но вернёмся к думному дьяку Украинцеву.
В 1699 году Емельян Игнатьевич отправляется на переговоры к туркам в Константинополь, и это была вершина его карьеры. Последние наставления ему давал Пётр I уже в Воронеже - и оттуда вышла целая вереница кораблей, сопровождавшая дипломатическую миссию. Флагман этой флотилии - 46-пушечный военный корабль "Крепость" прошёл Керченский пролив (принадлежавший тогда Турции), прошёл Босфор и прибыл в Стамбул, бросив швартовы прямо напротив сераля - дворца султана. Турки так и ахнули - никогда ещё русские не забирались водным путём так далеко. А с корабля ещё скромно так пушечкой жахнули - в знак приветствия - бух-бух!


(Это Иван Айвазовский так видит похожий пейзаж).

Восток - дело тонкое. Целый год провёл дьяк Украинцев со своими помощниками на "Крепости" у стамбульского причала. Про их приключения писал Алексей Толстой в своём романе "Пётр I" - как они там вялились на турецком солнце, ежедневно ходили к султану кушать шербет и беседовать о ценах на рынке. Много времени потратили, но в конце концов заключили с султаном и Турцией Вечный мир. "Вечный" - это, конешно, он так красиво официально называется, на самом деле речь там шла о тридцати годах ненападения. Но в 1700 году он был крайне важен.

Очень обрадовался Пётр I, получив хорошие вести из Константинополя, - теперь он мог без оглядки броситься в свою Северную войну и навалять шведам от души, не опасаясь за коварных турков в тылу. Что, собственно, он и сделал. А Украинцев домой не спешил - у него ещё продолжалась беседа с султаном. Ему удалось выбить ещё какие-то небольшие послабления для православных греков, живущих в Османской империи - в частности, паломникам разрешили посещать святые места. И за это иерусалимский патриарх Досифей передал ему в дар мощи святой Марии Египетской. Правда, не полный комплект, а чуть-чуть. Если точно, плюсну левой ступни.



История этой Марии следующая. В IV веке она работала в Александрии блудницей. Жила себе припеваючи, особо карьеру не делала. И вот однажды увидела, как идёт по улицам толпа каких-то странных воодушевлённых людей. "Вы кто такие? - строго спросила их Мария. - И почему такие весёлые?" "А мы паломники, - ответили те. - Вот, идём в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Как не радоваться!"
Удивилась Мария и решила, мол, пойду-ка я с ними. Профессия моя всегда при мне, а так хоть мир погляжу.
И вместе с паломниками дошла пешком до самого Иерусалима. Вот и одноимённый храм. Все паломники заходят, куда надо, и кланяются, как положено. А Марию что-то вставило и не пускает. Застряла она в дверях, ни туда, ни сюда. Паломники ей говорят сочувственно: "Помолись Богородице, может, попустит". Ну и научили, как что говорить по правилам. Стала Мария молиться, и тут ей просветление вышло. "Иди, - говорит ей Богородица, - за Иордан. Там посмотрим".
Попрощалась Мария с добрыми паломниками и пошла куда-то в сторону Иордана. И долго про неё ничего не было слышно. Сорок семь лет где-то пропадала. Потом её случайно встретил некий иеромонах по имени Зосима и рассказывал, что Мария эта может весь текст Нового Завета наизусть без книжки шпарить. Через год он снова ходил на неё смотреть - и вроде бы та гуляла по воде, как посуху. "Ты, Зосима, - говорит, - приходи ко мне через год, дело есть".
Явился иеромонах опять через год. Смотрит - лежит Мария у берегов Иордана бездыханная и нетленная. Ну и в итоге причислили её к лику святых.

И вот мощи этой самой Марии Египетской Емельян Украинцев привёз из своего Константинопольского похода. Хранил в специальной раке, в почётном месте. Целых семь лет Мария, можно сказать, обитала в нашем доме. Но потом дьяк не выдержал и передал мощи Сретенскому монастырю (при нём как раз храм этой Марии Египетской был). Не потому что надоели, а, скорее, как-то неудобно их стало дома держать. Слух-то про это дело по Москве разошёлся широко, и всякие богомольцы стали толочься сутками под окнами - а вдруг дадут посмотреть. Это было, конешно, не очень удобно.

Кроме этого, существует легенда, что Украинцев где-то там же в Константинополе купил арапа в подарок Петру I. Арапа назвали Ганнибалом, и от него потом произошло известное "наше всё". Но точных документальных подтверждений этой истории не существует.

После турецких подвигов Емельяна Игнатьевича решил Пётр I его как-то по-особому наградить - и неожиданно для всех назначил главой... Провиантского приказа. И тут-то фортуна от Украинцева отвернулась. Вскоре после этого обнаружилась какая-то недостача то ли провианта, то ли денег - и всё подозрение пало на Украинцева. "Я те допишу на спине то, чего ты на бумаге не дописал!" - наорал на него царь и, несмотря на почтенный возраст (а Украинцеву уже было за шестьдесят), отправил думного дьяка под батоги. После этого его, конешно, уволили и вернули обратно на дипломатию.
В 1708 году Украинцев снова отправился в европейское путешествие - на сей раз в Венгрию, уговаривать какого-то нетерпимого князька - но в дороге простудился, слёг и умер. Наследников у него не было, большие палаты на Хохловском опустели и отошли в казну. Но ненадолго.

Продолжение следует
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123 4 5 6
78 9 1011 1213
14 151617181920
2122 23 242526 27
28 29 3031   
Page generated 31/12/25 04:09

Expand Cut Tags

No cut tags