bujhm: (Default)
[personal profile] bujhm
В этот раз мы пошли в другую сторону. От той точки, где шоссе 40 выходит на юг из кратера - не направо, к распадку Питам, а вовсе налево - к району Саароним. Там целая куча топонимов, связанных с этим словом. Гора Саароним, источник Саароним и даже древний набатейский хан (караван-сарай) - тоже Мецад Саароним. Что это за зверь такой?
А это такое растение - саарон. Если точнее, то

Коккулус свисающий
Cocculus pendulus
סַהֲרוֹן מִשְׁתַּלְשֵׁל

От слова סַהַר - месяц. Дело в том, что у этого саарона семена в форме полумесяца и от этого он принадлежит к целому семейству Луносемянниковых (Menispermáceae). Да, я тоже немного охренел от этого названия, которого вообще никогда не встречал.
А просто все эти луносемянниковые живут в Юго-Восточной Азии, Южной Америке и Африке. И этот саарон в Израиле - единственный их представитель вообще. Растёт в Негеве и Араве. И в этом конкретном месте Махтеш Рамона.
Всё их семейство чрезвычайно ядовито, но древние кочевники об этом не знали и вполне себе употребляли этот саарон в еду. И настолько хорошо у них это получалось, что вот целый район в честь него назвали.
Разумеется, я честно попытался его найти. Но нифига не нашёл. Зато повидал много всякого другого, например -

Акация нильская
Acacia (или Vachellia) nilotica
שִׁיטַת הַנִּילוּס (Шитат hанилус)



Это в Мицпе Рамоне есть такая целая роща со столиками. Обычно там все путешественники по кратеру достают свои запасы еды для уничтожения. Когда там не пахнет едой, то пахнет этой акацией. Вся она ужасно лекарственна, от корней до верхушки, и благоухает мощной фитохимией. Древние египтяне тоже знали в этом толк и добывали из этой акации камедь, в смысле смолу.
В общем, приятное дерево.
"Акация" - от греческого слова "акис", то есть "шип". И тут несложно понять, откуда происходит знакомое нам слово "עוֹקֶץ" ("жало").
Но это городская черта, и эта нильская акация - завезённая и взлелеянная.
А на дне кратера растёт много чего само по себе, но оно всё какое-то пыльное и невзрачное, по большей части системы "перекати-поле" и "роза Иерихона".

Вот, например, сухой кустик, на котором висят милые и толстые зелёные сердечки. Я бы назвал это растение "черви-козыри", потому что никаких других мастей в округе нет. Но нет, оно называется совершенно невнятным способом -

Пергулярия войлочная
Pergularia tomentosa
דֶּמְיָה לְבִידָה (Демия левида)



Эта демия какая-то стрёмная, не поймёшь, то ли она куст, то ли лиана. Такая дурная, что оплетает сама себя. Жевать её не надо, она ядовитая. Выделяет жидкую пакость, которой она отпугивает насекомых-вредителей. И человек, по глубокому убеждению демии, типичное насекомое-вредитель.

Но мы шли дальше и плавно спускались с горы Саароним к одноимённому источнику. Воды в нём не было от слова середина августа в Негеве. Зато флоры - дофига и больше.
В какой-то момент путь нам преградила высокая зелёная стена. И это была трава в три человеческого роста.

Тростник обыкновенный
Phragmites communis
קָנֶה מָצוּי (Канэ мацуй)



Какое счастье, что с нами не было кларнетистов! У них вечные проблемы с такими маленькими деревянными штучками, которые они вкладывают в свои мундштуки. Они их называют "трости" и буквально трясутся над ними. Потому что они быстро выходят из строя, а стоят дорого. Так вот, эти самые "трости" делают как раз из этой циклопической травы. И если бы среди нас был тайный кларнетист, он бы потерял разум и бросился в эти зелёные объятия. А мы бы его искали до заката и ещё полночи.

Вот растёт сухой цветочек, изображающий взрыв сверхновой. Это -

Мордовник многорогий
Echinops polyceras
קִפּוֹדַן בְּלַנְשׁ (Киподан бланш)



Уникальное растение, рядом с которым перестаёт работать латинская поговорка "через тернии к звёздам". Потому что оно само себе и аспера и астра одновременно, и реально колючее, как сволочь. А единственная тварь на свете, которая умеет жрать этот многорогий мордовник - это верблюд. Потому что верблюду вообще пофиг что жрать, он так спроектирован. И кстати, вокруг было действительно полно следов верблюдов.
Ну а там, где они пасутся, вполне ожидаемо растёт

Верблюжья колючка
Alhagi maurorum
הָגָה מְצוּיָה (hАга мецуя)



Вот такое нежно-зелёное стелется по земле, и цветёт мелко и фиолетово. Вопреки ожиданиям не такое уж оно и колючее. Помню, как в юные годы я его неоднократно зарисовывал согласно заданиям разных учебников, но каждый раз лист кончался раньше, чем его корневая система. Потому что эта колючка натуральный рекордсмен по длине корня и способно высасывать влагу аж с 20 метров. Чтоб было понятнее, вообразите себе вкопанный в землю семиэтажный дом, где единственный водопровод на все квартиры - это вот эта былинка.
Верблюжью колючку уважают не только верблюды, но и человек. Потому что она кроме того что лекарственная, ещё и съедобная. Само её название "аль хаги" - от арабского "паломник, скиталец".

Впрочем, если бы тут с нами был какой-нибудь арабский скиталец, он был на эту колючку не стал бы смотреть. А заинтересовался бы другим кустиком. Вот этим -

Селитрянка притуплённая, или нитрария
Nitraria retusa
יַמְלוּחַ פָּגוּם (Ямлуах пагум)



Основная фишка этого растения - в его плодах. Бедуины их ценят за слабые наркотические свойства. Увы, ни одного плода на этой селитрянке не было, я проверил. А листики солёные и противные.

В том же оазисе на Эйн Саароним мы встретили дерево неземной красоты. И это был тамариск.

Тамариск безлистый
Tamarix aphylla
אֵשֶׁל הַפְּרָקִים (Эшель hапраким)



В Израиле растёт 14 видов тамарисков, почти все в виде кустиков и мало кто их может определить до вида. А в виде дерева тамариск только один такой - безлистый.
Тамариски обожают засуху и засоленную почву. Конкурентов в этом спорте у них почти нет. Более того, они умеют прокачивать эту соль сквозь себя. В утренние часы на конце каждой ветки тамариска висит капля соляного раствора - всё это дело капает вокруг него и не пускает никого расти рядом.
Тамариск этот выглядит как абсолютное вместилище вековой мудрости. Будто под ним сидел арабский скиталец со второго этажа вкопанного под верблюжьей колючкой дома. Но всё же это фата-моргана, поскольку тамариски долгожительством не отличаются, а растут очень быстро. Ему примерно лет 50-60. Некоторые из нас, впрочем, не удержались, сели под ним в позу арабского скитальца и даже набрались вековой мудрости. К сожалению, было слишком жарко, чтобы она как-то сохранилась до выхода из кратера, а тамариски на каждом шагу не растут.



Но на этом мой буфер восхищения флорой пустыни переполнился, и дальше я переключился на протоарабскую письменность.

Минутка рекламы: клуб "Боу Нэлех Рахок":
https://www.facebook.com/groups/letsgofar
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123 4 5 6
78 9 1011 1213
14 151617181920
2122 23 242526 27
28 29 3031   
Page generated 31/12/25 02:03

Expand Cut Tags

No cut tags