Вчера "Москва, которой нет" кинула отчаянный
клич по поводу дома Веневитинова, что в Кривоколенном переулке. Дом вот-вот будет поставлен на государственную охрану, но его снова взломали бомжи, которые там квартируют и жгут костры. Кто успел - собрались, принесли с собой фонарики, гвозди и молотки.
Дом-то, на самом деле, не простой. Жил в нём поэт Дмитрий Веневитинов, мучался от любви к Зинаиде Волконской, там же принимал в гости Пушкина. В лучшие свои годы это был даже не дом, а сияющий дворец. Веком позднее в одной из квартир его жил и Александр Галич - тогда ещё один из Гинзбургов-младших.
"Одна из критических статей Веневитинова и положила начало его тесной дружбе с Пушкиным. По матери, урожденной княгине Оболенской, Веневитинов состоял с ним в дальнем родстве, однако познакомились и сошлись поэты лишь после того, как Александр Сергеевич прочел критическую статью юного Веневитинова на свой роман «Евгений Онегин». «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием» — такова была его реакция. Завязалась переписка, а осенью 1826 года состоялась и очная встреча".
"…Утро 12 октября 1826 года. В доме № 4 собрались друзья Веневитинова, члены «общества любомудрия» (любомудрие — калька с греческого «философия»). Пушкин читает «Бориса Годунова». Когда поэт окончил чтение сцены в монастыре, слушатели были буквально ошеломлены силой написанного… Мало кому неизвестен рассказ историка Погодина о том утре:
«Мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил выдерживать. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах… О, какое то было утро, оставившее следы на всю жизнь!».
История дома ВеневитиноваЧто же происходит сейчас с этим домом, трудно описать. Лучше просто глядеть.
( Фоторепортаж, ~4М )